Вкл./Выкл.Сменить стиль

Журнал

Спецпроект «Люди в городе»:
Орест Коваль

Орест Коваль, музыкант, продюсер музыкальных фестивалей Bach-fest, Organum, Jazz-fest и Livadia-fest.

 

Я в Сумах

НС: Некоторые говорят, что прелесть нашего города в его компактности, другие, наоборот, за это называют Сумы большой деревней. А, по-вашему, в чем красота и в чем безобразие Сум?

Для меня Сумы очень много значат: я уже давно сумчанин. Этот город «прытульный» для жизни, скажем, если ты засиделся в гостях, а домой нужно идти, то за час можно пешком добраться в любой район Сум. Это ведь не по Киеву или Москве «мерить» огромные расстояния. И все, кто приезжает в Сумы, отмечают, что город им нравится именно своими масштабами. Этот город для комфортной жизни! В самом деле…

НС: Ваше любимое место? Где Вы ощущаете окончательную и безоговорочную нирвану?

В Могрице или Нижнем Песчаном. В Песчаном есть Круглое озеро (это я его так называю), из космоса, вероятно, оно имеет вид сердца. Рядом живописный сосновый бор. Я люблю там бывать, бродить, мечтать, любоваться зеленым или осенним пейзажем.

А в городе… Однозначно, больше по сердцу историческая часть Сум. Люблю такие вещи. (Ведь я вырос в удивительном городе, более древнем, нежели Сумы). «До вподобы» улица Воскресенская, Соборная, Петропавловская. Их двухэтажная застройка, старые дворики. Во всем этом - поэзия и музыка. Еще люблю парки: «Сказку», «Дружбу», большой городской парк. Раньше нравилась аура Гусинцев, но сейчас там все изменилось, и не в лучшую сторону.

НС: Поведайте, как же так звезды сложились, что Вы, галичанин, и вдруг обосновались на слобожанских землях, что это за поворот судьбы?

Да, я родился во Львове, и, казалось, жизни не мыслил без этого города. Старые улочки, дворики, площадь Рынок, древние стены монастырей. В этом городе все переплелось: традиции разных культур, архитектура, древняя история и повседневность.

Но вот я закончил консерваторию, и пора было подумать о работе. Мест для трудоустройства преподавателю фортепиано во Львове не было, но ведь я желал и готовил себя именно к этому виду деятельности! Мне очень нравилось преподавать фортепиано, нравилось играть на этом музыкальном инструменте... Так вот, во Львове – нет. Но, оказалось, место для преподавателя было в Сумах. Вот так я и стал преподавателем Сумского музыкального училища.

НС: А кто были ваши родители, не музыканты ли часом? И как рано вы стали заниматься музыкой?

Мама окончила гимназию в польском городке Холм, поскольку родилась в довоенной Польше, в Холмском воеводстве. Село, где она родилась, было исконно украинским, православным. Причем, православная вера, набожность украинцев были чрезвычайно глубокими. украинцев были чрезвычайно глубокими. Это удивительные края: по одну сторону речки – село польское, по другую – украинское. Тут - католики, а там, известное дело, – православные.

Так вот, мама моя хоть и родилась в крестьянской семье, но родители мечтали дать детям хорошее будущее, достойное образование, и потому не посчитались с трудностями – отправили дочку в гимназию.

Мама и отец встретились в 1944 году, в оккупированной немцами Польше. Повенчались, а скоро судьба завела их во Львов.

Первое время мама была учительницей, вела младшие классы. Но когда в семье появились дети, пришлось работу бросить. А вот отец – портной, львовский портной, специализировался на моделировании и шитье верхней женской одежды. К своей профессии подходил очень творчески…

НС: То, что Вы с самого детства занимались музыкой, мечтали стать профессиональным музыкантом, это был Ваш выбор или все же мечта Ваших родителей?..

Сначала в музыкальную школу пошла моя старшая сестра, ее учили скрипке. А когда настала моя пора, родители спросили, хочу ли я учиться музыке? Я пожал плечами и сказал: «Ну-у-у, напэвно»… «Ну, хорошо, - продолжали родители, - сестра играет на скрипке, а ты будешь на фортепиано». Отец, как сейчас помню, как только случилась возможность, за шестьсот дореформенных советских рублей купил старинный венский рояль: красивый инструмент с благородным звучанием. (В послевоенном Львове было много хороших инструментов: времена Австро-Венгерской империи были не таким уж далеким прошлым).

Занятия музыкой мне нравились, но не настолько, чтобы мама перестала пристально следить за моими упражнениями. (Орест Романович улыбается, - ред. «НС»). Ежедневные многочасовые упражнения за инструментом, своеобразная дисциплина, конечно же, «мучили», да, и руки поначалу были «не дуже вправні». И первую свою учительницу по музыке я, если честно, побаивался. Это, как я теперь понимаю, не позволяло раскрыться в полной мере.

Да, трудности были. Но вот седьмой класс музшколы стал переломным. Что-то со мной случилось, как говориться, «пробило». После принуждать меня не было резона: вдруг я почувствовал «вкус» к музыке, она меня «зацепила» и не отпускала. Занимался много и «на совесть». Ежедневно по шесть-семь часов, с семи утра и до трех пополудни, очень часто «прихватывая» субботы с воскресеньями… Но это была уже не каторга, а любимая работа.

НС: Вы долгие годы учились игре на фортепиано, и тем не менее, на отечественных (и не только) музыкальных просторах стали известны как музыкант-органист. Снова, провидение? Это инструмент выбрал Вас или Вы – инструмент?..

Вероятно, он... Когда учился в консерватории, на старших курсах были факультативные занятия: «игра на органе». Пару раз и я с интересом помузицировал: интересные звуки, необычная механика. Это, как говориться, пролог…

Потом уже в Сумах, где-то в 1977-ом году, директор музучилища, в котором я преподавал, говорит мне: «В универмаге стоит, никак не может продаться орган. Небольшой, электронный. Пойди – посмотри. Может, мы его купим, у нас по концу года остаются деньги, нужно «освоить»…

Я инструмент посмотрел и понял: потому и стоит, что в мелочах неисправен, а значит, нужен настройщик. Но где в Сумах взять такого мастера? И орган этот еще несколько лет пылился в универмаге. Пока не выдался случай…

На следующий год, в октябре, поездом возвращаясь из Львова, с радостью вижу попутчика – профессора Котляревского. В мою студенческую бытность в консерватории он вел органный класс. Узнав, где я ныне живу и работаю, профессор и сообщает, что якобы в Сумах в скором времени будет орган. Я к этой новости отнесся весьма скептически: мол, в Сумах? Орган? А вы не перепутали? Но профессор оказался прав, и в середине восьмидесятых в Сумах и, вправду, заиграл орган…

А пока шли подготовительные работы, я во второй раз «долав» курс консерваторской науки, но теперь - по классу органа. К тому же пришлось убедить директора музыкального училища купить таки «тот» электронный орган. Денег, как водится, не хватило - за помощью обратились к областному управлению капитального строительства. И те помогли.

А мастера-настройщика для мини-органа пригласили из Риги. И пока в Сумах ждали появления органа «большого», оттачивать свое мастерство я мог на органе «маленьком».

НС: Удивительное явление - организованные Вами музыкальные фестивали Bach-fest, Organum, Jazz-fest и Livadia- fest… В маленьком слобожанском городе, где за советские годы была напрочь утеряна культура слушать, понимать и сопереживать живому исполнению классической (и джазовой) музыки, вдруг осмелиться проводить тематические фестивали! Словом, безумству храбрых поем мы песни…

Фестивали случились не вдруг, не на пустом месте. А их история такова. На то время, в 1983-м, я уже имел два консерваторских диплома, один даже с отличием. И, как нам обещали, в 1986-м году в Сумах в отреставрированном Троицком храме должны были открыть органный зал. Казалось бы, все для моей исполнительской карьеры складывается замечательно…

Но в 1982-м году филармония приглашает на работу выпускника консерватории, питерского пианиста и органиста Михаила Чичерина. Для меня это - абсолютная неожиданность. Я иду к тогдашнему начальнику управления культуры за объяснениями. Но от прямых доводов чиновник уходит, лишь говорит: зачем, мол, спорить и доказывать, кто сядет за руль автомобиля, если и авто еще нет… И тут же предлагает мне выход: стать не музыкантом, а мастером-настройщиком органа. Так на несколько лет я был устранен от карьеры солиста-органиста.

В 1986-1989 годах в Сумах идет ремонт-реставрация переоборудованного органного зала. Концертов нет, да и моя карьера исполнителя «под большим знаком вопроса». И тут меня как музыканта-органиста приглашают в Ровно. Конечно же, я поехал! Хотя семья – жена и дети - оставались в Сумах.

Так продолжалось два года, пока директор филармонии г-жа Надежда Дьяковская не предложила мне работу «на контракте». Я спросил: «а как это?» «Организуешь концерт, продашь билеты, принесешь деньги в кассу, мы вычтем из этой суммы расходы за аренду, электроэнергию и т.д, а что останется – твое», - последовал ответ. Это был 1991-ый год.

Именно тогда, «з біди», как говорят, я и научился организовывать концерты. А уже после двух лет «практик» на публике, подумал, что предлагать могу не только свои концерты, но и других музыкантов, моих друзей, единомышленников. Это был первый шаг к фестивалю!

НС: А есть ли статистика фестивалей: какой путь преодолели за это время?

Сначала, в апреле 1993-го года, был Organum. У публики этот фестиваль имел большие отклики, через полгода, в октябре, я решил его повторить. А время Bach-fest’а настало спустя два года. С того времени так и повелось: в апреле - Organum, в октябре - Bach-fest…

Да, в конце второго Organum’а был интересный джазовый концерт, и публика восприняла его с таким восторгом, что я в 1994-ом году решил сделать отдельный тематический фестиваль - Jazz-fest.

В 1996-ом году в рамках конкурса Международного фонда «Возрождение» написал проект, суть которого - поддержка фестиваля Bach-fest. И, знаете, выиграл грант. Кстати, замечу без лишней скромности, на ту пору этот проект назвали лучшим среди предложений восьмидесяти конкурсантов, поданных на рассмотрение. Да, а пока суть да дело, пока готовился проект Bach-fest’а, удалось выиграть грант и для фестиваля Jazz-fest. Джазовый фестиваль порадовал публику в декабре 1995-го года.

За все это время, начиная с 1993-го года, состоялись 43 фестиваля: Bach-fest, Organum, Jazz-fest и Livadia-fest. Три из них я делал в Ливадии, были еще по одному фестивалю Всеукраинскому и Шосткинскому. Так вот, если из общего количества «отнять» эти пять фестивалей, получится, что для сумской публики были организованы и проведены 38 Bach-fest’ов, Organum’ов, Jazz-fest’ов.

В 1996-1998 годах Organum’ы не проводились. (В экономическом плане эти года для Украины выдались особо тяжелыми). Тогда все усилия были сконцентрированы вокруг Bach-fest’ов.

НС: А почему лейтмотивом ваших фестивалей стала музыка эпохи Баха и его современников? Почему не Моцарт, Шопен или, скажем, Бетховен? Это ваша личная привязанность к композитору Баху?

Музыка эпохи барокко очень живая, в ней много места для импровизаций. Как музыкант-исполнитель скажу, что очень интересно играть именно эту музыку.

А во-вторых, не секрет, что живем в «хворому суспільстві», где бездуховность, засилье попсы, обнищание душ, неправедные поступки. А музыка Баха – это самые чистые лекарства против всех недугов общества. Не верите? Удостоверьтесь сами…

НС: Это правда, что фестивалю Bach-fest-2012 содействует польское консульство в Украине?

Да, это так. Они содействовали приезду на фестиваль польского музыканта, органиста из Варшавы Марека Топоровски.

НС: Возвращаясь к сумкой реальности, позвольте спросить: Вы, когда приехали в Сумы, чтобы обжиться на новом месте, не искали ли точек соприкосновения между Львовом и Сумами, пусть вопреки их абсолютной непохожести? Интересно, находили или нет?

О, в Сумах «все геть інше». Хотя, все же, вы правы, есть, что-то, что города роднит. Это люди. Ты к ним обращаешься, они отвечают, и, как и везде, или улыбаются, или бурчат в ответ.

Во Львове, когда общаешься с человеком, в ответ - обязательно - улыбка и «чемні» слова. Но это не значит, что к тебе расположены. Просто правила хорошего тона…

В Сумах же – в подобной ситуации - тебе выскажут недовольство. Но тут есть и плюс: ты наверняка узнаешь о настоящем отношении к твоей персоне. Во Львове же – на оборот - за «люб’язністю» могут таится совсем неприятные вещи. Словом, во всем свои плюсы и минусы. (Орест Романович по-философски вздыхает, - ред. «НС»). В Сумах люди более открытые. Может, менее культурные, но более «щирі». На самом деле.

НС: А чего Вам решительно не хватает в нашем городе? Возможно, в материальном смысле, а может, в духовном, культурном, человеческом?

Возможно, мало людей, с которыми хотелось бы более интенсивно общаться. В духовном плане. Такие люди есть, но их круг не очень широк. А хотелось бы!..

Интеллигентные, достойные, думающие, умеющие создавать и воплощать в жизнь интересные идеи. Разве я один уповаю на то, чтобы таких людей в Сумах стало больше?! Тогда бы жизнь забурлила и стала совершенно иной.

Недостаток хорошего общения лично я «добираю», устраивая концерты и фестивали. Приезжают интересные талантливые люди, музыканты-исполнители, виртуозы. Это та среда, с которой чрезвычайно интересно общаться. Я уверен, человек творческий не должен замыкаться «в своем болоте», нужно искать и самому создавать «прытульну» среду. Микроклимат, комфортный для общения и взаимообогащения.

Эти слова адресую и себе. Все это время я «не лежал на диване», «что-то» и «немного» делал, может быть, благодаря этому вышел на определенного рода публичность. И ныне не утратил желания делиться с сумчанами своей любовью, радостью, дарить Сумам качественную хорошую музыку, которая бы ободряла их сердца, гармонизировала души…

Но дарю не только я. Уверяю, тепло людских сердец возвращается приятным «бумерангом». Бывает, заходишь в какой-то чиновничий кабинет, чтобы взять справку или разрешение, и уже невольно внутренне сжимаешься. Но тебя встречают улыбкой, делают нужный «папірець», и уже, когда ты на пороге, с воодушевлением спрашивают: а как там здоровье нашего органа? И ты понимаешь, возможно, для тебя сделали исключение из правил, но все равно, чертовски приятно.

Да, в Сумах спрятаться не возможно – все и всё на виду…

НС: Кстати, есть ли в Сумах что-то такое, что не перестает Вас удивлять?

Я принимаю Сумы такими, какие они есть. Бывают более приятные или менее приятные моменты, но когда ты «сбалансованый», меньше «грязюки» летит в лицо. Да, это так. Если на душе гармония - негатив не притягивается. Вот ты садишься в поезд, устал, хочешь тишины, а твои попутчики – семья с двумя малышами. Значит, бессонная ночь. Но нет, когда ты гасишь свое недовольство, гонишь плохие мысли, то все само собой «образовывается». И беспокойные дети в вашем купе будут спать безмятежным сном! Вокруг всё будет «гаразд» и будут случаться только приятные вещи. Проверено!

Но все же, в жизни бывает всякое. И люди нам встречаются разные, и тебя обзывают нелицеприятными словами. Если не будешь отвечать словом на слово, закипать злостью, обязательно придет понимание. Ты осознаешь: и этот человек на твоем пути не просто так. На самом деле. Ты поймешь: это - урок, это - экзамен. И через этого человека высшие силы пытаются тебя вразумить: чтобы ты призадумался, проанализировал свои поступки, пересмотрел жизненные постулаты.

Вот тогда приходит понимание: ваша встреча - это лишь горькая пилюля, а не конец света. А синхронизировав все свои настроения, обязательно понимаешь, что и человек-то этот уже не с таким рвением на тебя нападает. Атака прекращается…

НС: Не так давно вы, как музыкант-клавесинист, вместе с камерным трио давали концерт в действующем католическом костеле Сум. Как часто вы участвуете в подобных – априори - некоммерческих проектах?

Время от времени. Знаете, не только публика получает наслаждение от общения с музыкой и исполнителем, мастерством музыканта, но и музыканты получают огромное вдохновение от общение со знающим, тонко чувствующим зрителем. Идет взаимное обогащение.

Нынешний настоятель костела – энергичный отец Войтек пригласил нас поучаствовать в интересном проекте: выступить с концертами в католических парафиях Украины, а возможно, со временем, Польши.

НС: Вы часто путешествуете, бываете на фестивалях, когда возвращаетесь в Сумы из другого города или страны, что чувствуете — радость или досаду?

Думаю: домой, домой… Дом там, где ты живешь, работаешь, где сердце согревают дети и внуки.

НС: Откуда можно увидеть самый красивый вид наших Сум?

Живу в разных квартирах, меняю их время от времени. (С добродушной иронией шутит Орест Коваль, - ред. «НС»). Двадцать шесть лет жил в квартире в Курском массиве, потом по улице Харьковской, напротив мясокомбината. Вот там с крыши нашей «девятиэтажки» открывался шикарный вид на весь город, а из окна квартиры – изумительная панорама и на «Чешку», и на Мамаевщину. Красота - до самого горизонта...

Теперь живу возле ресторана «Кристалл», и глаз радует набережная, фонтаны и зелень парка.

НС: Есть ли в Сумах музыкальный социум, сообщество профессионалов, с которыми вам интересно, приятно общаться и музицировать?

Да, конечно, есть музыканты, с которыми я сотрудничаю, играю концерты, с которыми объединяюсь в каких-то музыкальных проектах. Их музыку я слушаю с удовольствием. Есть интересные филармонические концертные программы, скажем у камерного оркестра. Сотрудничаю с сумским джазменом Владимиром Прихожаем, вместе организовываем джазовые фестивали, концерты.

Скажу так: если в нашем сумском пространстве появляются музыканты, которые заявляют о своем высоком исполнительском уровне, достаточном, чтобы играть на высоких сценах Украины и зарубежья, я всегда с огромным вниманием и уважением слежу за их творчеством. И обязательно предложу выступить на фестивальном концерте.

НС: Фестивальные дни заканчиваются - жизнь продолжается. На каких культурных мероприятиях, тусовках Вы бываете?

Люблю бывать в галерее СМуГа, где очень интенсивная культурная творческая жизнь и выставочная деятельность. По тем же причинам - в библиотеке Украинской академии банковского дела, которая тоже радует очень интересными акциями. Люблю Театр юного зрителя, а вот в областном драматическом театре имени М.Щепкина бываю реже.

Да, театральное искусство условное, до определенной меры, нарочитое. Но в ТЮЗе меньше «ходульности», и, я чувствую, больше правды, души. В «Щепке» же - досадный привкус «плакатного» искусства. И это мне не импонирует.

НС: Вам как организатору международных фестивалей приходится заботиться о комфорте музыкантов. Куда обычно Орест Коваль ведет своих гостей, чтобы отобедать или выпить чашечку кофе? Словом, ваше любимое кафе или ресторан Сум?

Отобедать – в ресторан «У камина». Там хорошая кухня. Это если говорить о музыкантах-гостях. А вот сам люблю зайти в «Світ чаю», там хороший чай и желе. Иногда – в «Картопляну хату» или пиццерию «Челентано», где очень демократично. Я не очень-то часто хожу по кафе или ресторанам.

Да, были еще импрезы в ресторане «Химик».

НС: Какой, по-вашему, должна быть зарплата сумчанина, чтобы он чувствовал себя достойно и жил в нашем городе более-менее комфортно?

На сегодняшний день – где-то порядка 5-6 тысяч гривен. Наша жизнь, повседневность, быт, тогда были бы более достойными.

Если бы музыканты получали такие деньги, это была бы не роскошь, нет, но они смогли бы поехать на какой-то очень хороший концерт, услышать исполнителя, посмотреть в музее шедевры мирового искусства. Смогли бы обогатиться новыми идеями, впечатлениями, обогатились бы духовно. Творческому человеку, на самом деле, как воздух, нужны впечатления, вдохновение.

НС: А могут ли заработки сумских музыкантов обеспечить тот достойный уровень жизни?

Музыканты – люди небогатые. Это раз. В Сумах они заработать не могут. Это два. Музыканты вынуждены работать сразу в нескольких местах: где-то преподают, дают концерты, но это минимальные деньги.

Я уже говорил: творческой личности время от времени нужны свежие впечатления, она должна двигаться и ощущать себя в пространстве и времени. И полученные музыкантом или художником впечатления обязательно выльются в «материале»: в звуках или красках, в художественных образах. Это будет гармонизировать мир. И это обязательно - на пользу обществу.

Сумы во мне

Орест Коваль, профессиональный музыкант, продюсер фестивалей Bach-fest, Organum, Jazz-fest, Livadia-fest.

Родился 29 октября 1949 года в городе Львове.

Закончил специализированную музыкальную школу и музыкальное училище.

В 1968 году поступил во Львовскую консерваторию. (Сейчас - Львовская национальная музыкальная академия им. Н.В. Лысенко).

1969-1974 гг. – студент Киевской консерватории. (Ныне – Национальная музыкальная академия им. П.И. Чайковского).

С 1974 – преподаватель Сумского музыкального училища по классу фортепиано. (Ныне – Сумское высшее училище искусств и культуры им. Д.С. Бортнянского).

1980 – поступил в Киевскую консерваторию по классу органа. Диплом с отличием о втором высшем образовании получил в 1983 году.

1989-1991 – работал солистом-органистом в Ровненской филармонии.

1991-1993 – в Сумах провел серию концертов на контрактной основе.

С 1993-го года занимается фестивальной деятельностью. Задумал и воплотил в жизнь музыкальные проекты - фестивали органной, камерной и джазовой музыки Bach-fest, Organum, Jazz-fest, Livadia-fest.

Женат. Имеет взрослых сына и дочь, внучку Оленьку.

Теги: музыкант, Орест Коваль, Bach-fest, Organum, Jazz-fest

Реклама
Подпишись на Нашисумы

Люди в городе

  • Andrey Balkonsky

    Andrey Balkonsky, диджей:
    Andrey Balkonsky, диджей: "В Сумах самые красивые девушки! Обожаю сумчанок!"...

  • Александр Парфило

    Александр Парфило, видеограф:
    Лучше я буду нужен кому-то в своем городе, чем в другом, большом, никому....

  • Роман Киевицкий

    Роман Киевицкий, музыкант:
    Символ Сум – люди, с которыми я дружил, общался, работал, проводил время....

  • Юлия Magic

    Юлия Magic, певица:
    Сумской шоубиз существует. Когда я мало знала людей, которые находятся в нем, то была небольшая конкуренция и неприязнь, но когда мы узнали друг друга получше, то сдружились....

  • Валентин Бурый

    Валентин Бурый, Народный артист Украины:
    Меня однокурсник назвал в шутку украинским националистом. Это, кстати, Семен Стругачев (Лева Соловейчик), который в «Особенностях национальной охоты» играл....

  • Алина Лищинская

    Алина Лищинская, фотограф:
    Город - это в первую очередь люди. И какие люди - в таком городе они и будут жить....

  • Алина Бойко

    Алина Бойко, модель:
    Нормальной сумчанке зачастую просто негде купить достойную одежду...

  • Татьяна Ковинько

    Татьяна Ковинько, участника третьего сезона шоу «Холостяк»:
    Маленький недостаток Сум - в нашем городе все спят под одним одеялом...

  • Ирина Дяденко

    Ирина Дяденко, директор КП «Агенция промоции «Сумы»:
    Сумы, как тот трудяга-фермер. Никогда и ничего не давалось ему легко и просто...

  • Анна Кобец

    Анна Кобец, режиссер, актриса:
    В Сумах много интеллектуальной молодежи, но гопников гораздо больше....

  • Татьяна Ярмак (TaLila)

    Татьяна Ярмак (TaLila), певица:
    Сумчане они как инопланетяне))))) Их видно издалека по манере общения, по взгляду....

  • Евгений Положий

    Евгений Положий, журналист, писатель, издатель:
    В Сумах со временем останется одна газета и будет сто информационных сайтов....

  • Михаил Карцев

    Михаил Карцев, Михаил Карцев, фотограф:
    Есть семейные врачи, юристы, а мы – семейные хроникеры, можем все запечатлеть и оставить для ваших потомков память о Вас в веках...

  • Сергей Кисляков

    Сергей Кисляков, медик и мент, поэт, байкер:
    Прекрасные Сумы – это город скверный, где повсюду расцветали скверы, сажались цветы, все улицы, а не только центральные, были украшены розовыми и тюльпановыми клумбами. Это 80-е....

  • Лариса Ванеева

    Лариса Ванеева, руководитель дизайн-студии «ARTel'ь мода»:
    Сумские девушки ходят с распущенными длинными волосами, как будто они сельские жительницы или это какое-то Триполье древнее....

  • Орест Коваль

    Орест Коваль, музыкант:
    Сумы - город для комфортной жизни! В самом деле…...

  • Александра Сокол

    Александра Сокол, Народная артистка Украины:
    Сейчас же, подайте дворника на звание народного артиста – дадут!...

  • Игорь Чирченко

    Игорь Чирченко, фотограф:
    Я считаю, мы в классном городе живем....

  • Владимир Демура

    Владимир Демура, директор ООО «Горобина»:
    Один китаец, обучаясь в Сумах, тратит 1000 доларов в месяц. Сто за год - 1,2 млн. дол....

  • Сергей Неговский

    Сергей Неговский, врач, краевед:
    Я мог бы стать и сербским подданным, так как долго жил в Белграде. Но все же я – сумчанин....

  • Григорий Дашутин

    Григорий Дашутин, бизнесмен:
    В Сумах я могу реализовывать свои мечты, а это – много работать и получать результат....

  • Артём Соколов

    Артём Соколов, активист клуба авторской песни «Булат»:
    Не у каждого города есть лицо. У Сум – есть. Начиная с архитектуры и заканчивая людьми....

  • Дмитрий Половьян

    Дмитрий Половьян, главный организатор открытой лиги «Фан-зона КВН»:
    Все думают, раз «Суммы», значит у них тут все такие толстосумы живут....

  • Владимир Хорунжий

    Владимир Хорунжий, народный артист Украины:
    Сумы - город, в котором я состоялся. Мне на него жаловаться нечего....

  • Игорь Ройченко

    Игорь Ройченко, фотохудожник:
    Наши тротуары, киоски, хамство и мат - лично меня коробит от всего этого....

  • Александр Качанов

    Александр Качанов, теле-радиоведущий, поэт:
    Если ты получаешь удовольствие от жизни, значит тебе хорошо....

  • Геннадий Минаев

    Геннадий Минаев, Сумской городской голова:
    Чтобы жить достаточно комфортно, среднему сумчанину нужно не меньше 5 тыс. грн....

  • Михаил Грудий

    Михаил Грудий, художник:
    Если твоя жизненная цель - чего-то достичь, тебе в Сумах делать нечего...

  • Тамара Кубракова

    Тамара Кубракова, директор Сумской муниципальной галереи (СМуГа):
    В центре Сум на стенах зданий появятся узнаваемые шедевры мирового искусства...

  • Евгения Быстрицкая

    Евгения Быстрицкая, эстрадная исполнительница:
    В Сумах культурной молодежи больше. Она просто правильно шифруется под гопников....

  • Игорь Бойко

    Игорь Бойко, музыкант:
    Те, кто приезжают в Сумы впервые, говорят, что есть ощущение курортного города....

  • Юлия Быкова

    Юлия Быкова, художница:
    Красота и безобразие Сум - в людях, сумчанах...

  • Дмитрий Могилин

    Дмитрий Могилин, шоумен, рэп-исполнитель:
    Убегать от суеты и погружаться в свои мысли предпочитаю на Басах во время пробежки...

  • Мария Кармазина

    Мария Кармазина, студентка, танцовщица:
    Как сейчас говорят: «Модно быть хорошим»...

  • Игорь Назаренко

    Игорь Назаренко, писатель, тележурналист, киносценарист:
    Этот феномен для меня пока загадка. Возможно, как Йети, НЛО, он никогда не будет разгадан...

  • Алина Шелестюк

    Алина Шелестюк:
    Сумы – милый город. Тут все быстро и все рядом...

  • Виталий Бутрым

    Виталий Бутрым:
    Был в Лондоне 10 дней и, честно говоря, хотелось быстрее домой...

  • Юрий Обод

    Юрий Обод:
    У людей в Украине складывается неправильный стереотип о нашем городе, нас боятся...

  • Татьяна Голуб

    Татьяна Голуб:
    Настоящий сумчанин «садится на коня», достает «шашку»...

  • Татьяна Корнилова

    Татьяна Корнилова, актриса:
    Я жила бы в любом районе Сум, главное - чтобы «на районе» уважали...

  • Владимир Орлов

    Владимир Орлов, начальник Сумской таможни:
    Сумчанин – это человек, который не спешит жить...

  • Julianna Li

    Julianna Li:
    Очень люблю наш город именно за компактность. Небольшой, уютный, знаешь практически каждую улочку и каждый старый дворик....

  • Дмитрий Растворцев

    Дмитрий Растворцев, шрифтовой дизайнер:
    Часто человек красит место, с приятными людьми любое место – хорошее....

  • Вика Конвисар

    Вика Конвисар:
    Сумы для меня – уют, спокойствие, красота и отличный город для семьи. Я люблю Сумы....

  • Владислав Ивченко

    Владислав Ивченко, журналист, писатель:
    Я бы поставил памятник Жабе, это же самое страшное сумское чудовище....

  • Андрей Любченко

    Андрей Любченко, шоумэн:
    У меня есть своё мнение - в Сумах не только девушки, в Сумах все люди красивые. А наши девушки – это эталон красоты для любого города....

  • Сергей Зима

    Сергей Зима, стилист, парикмахер:
    Нет, провинцией Сумы я не считаю. Это просто тихий, спокойный и классный город. Очень нравится, что здесь нет пробок....